Григорий Сапов о кризисе:
Экономисты называют депрессией ту фазу экономического цикла, которая наступает после кризиса и быстрого спада. Массовые банкротства и безработица, прекращение множества строительных проектов, начатых в фазе бума, растерянность и апатия общества – все это характерно для фазы депрессии.
Однако в ее недрах идет не всем видимая работа. В период депрессии имеет место чрезвычайно низкий (по сравнению с докризисным периодом) спрос на то, что люди покупали до кризиса, но какие-то товары и услуги люди покупают каждый день. Падает спрос на предметы роскоши, милые безделушки, увеселительные поездки, хорошую одежду и обувь. Сохраняется и даже растет (за счет новых покупателей) спрос на постное масло, лук, спички, носки, картошку и т.п.
Кроме того, после – и вследствие! – кризиса выявляются те товары и услуги, которые люди признают стоящими и тогда, когда у них становится меньше денег. До Великой депрессии в Нью-Йорке работало 86 театров. В период депрессии их осталось 28, в остальные публика перестала ходить и они закрылись.
Т.е. кризис — это неотъемлемая часть экономического цикла; это нормальное состояние, даже необходимая стадия. В период кризиса происходит выбраковка неправильных бизнесов:
- бизнесов, в основу которых положена плохая идея, приносящая прибыль только в условиях бума;
- плохорганизованных бизнесов, достигающих рентабельности только в условиях бума.
К таким плохоорганизованным бизнесам можно отнести металлургическую отрасль Украины, которая начала отбрасывать копыта ещё в сентябре.
Из интервью с главой правления “Укрсоцбанка” Борисом Тимонькиным:
— По вашему мнению, нынешний глобальный кризис — это оздоровление или деградация?
— Любой кризис дает возможности. Это переосмысление, это понимание, что тут мы зашли неправильно, тут надо менять, резать. Может быть, ампутация чего-то. Это нормально. И ближайшие годы — это будут годы очень массивного переосмысления методологии, работы надзорных органов, саморегулирующих организаций.
Кризис можно сравнить с волком — санитаром леса™: он поедает больных и неприсобленных к жизни членов популяции, т.е. выбраковывает самых слабых.
Для сильных же и кризис — не помеха:
Гораздо большее значение имеет не то, когда вы делаете это, а то, что вы из себя представляете. Если вы — правильный человек, то вы сумеете победить даже при плохой экономической ситуации. А если неправильный, то даже хорошая экономика вас не спасёт. Тот, кто думает “я не буду запускать стартап сейчас, т.к. экономика в кризисе” делает ту же ошибку, что и человек, думающий, что “всё что я должен сделать — это запустить стартап и я разбогатею”.