Последние пару недель у нас наблюдается стремительное падение гривны по отношению к СКВ: евро и доллару. Падение к доллару составило около 15% and counting.
Вообще, что такое курсы валют и на основании чего они формируются? В самом примитивном приближении курс национальной валюты — это некая интегральная оценка успешности национальной экономики на международном рынке. Грубо говоря, курс нацвалюты основан на соотношении импорта и экспорта национальной экономики.
(далее вместо “нацвалюты” я буду употреблять термин “гривна”)
Импортёры, ввозящие в страну товар и продающие его за гривны, вывозят заработанное обратно в свою страну. Деньги они зарабатывают в гривнах, а забирать хотят в СКВ. Соответственно, на все заработанные гривны они скупают доллары (евро) и увозят их из Украины.
Экспортёры же наоборот — продают за рубежом товар за валюту, а в Украине на эту валюту покупают гривну: чтобы платить зарплату, оплачивать потреблённое и пр.
Соответственно, курс между СКВ и гривной определяется объёмами импорта и экспорта. Если импорта больше, то спрос на доллары внутри страны превышает предложение и курс доллара растёт (а курс гривны падает). Если больше экспорта — то растёт курс гривны.
Это упрощённая модель, т.к. она не учитывает валютные займы, привлечённые украинскими юрлицами (в частности, банками) из-за границы.
Т.н. “заробітчане” в этой модели учтены: деньги, зарабатываемые ими на чужбине и ввозимые в Украину, — это экспорт (рабочей силы). Туристы, приезжающие в Украину (хоть таких идиотов всё меньше и меньше), — это тоже экспорт (услуг, за которыми покупатели приезжают прямо сюда). Оффшорное программирование (хохлокодеры сидят на Украине и кодят для белых господ, получаея за это СКВ) — тоже экспорт.
Насколько я понимаю, текущее падение гривны спровоцировал Нафтогаз, который скупал валюту, чтобы рассчитаться с Газпромом перед визитом Тимошенко в Москву.
В 2005 году, когда была реприватизирована “Криворожсталь”, изменение курса было обратным: на рынке страны появилось 5 млрд. долларов, которые Митталу надо было конвертировать в гривны, чтоб рассчитаться с ФГИ. Соответственно, гривна подросла, а доллар упал.
Нынешнее падение не остановилось, потому что равновесный курс доллара так и не был достигнут: падение украинского экспорта опережает падание украинского импорта. Глобальная причина — глобальный кризис™. Украинская металлургия, обеспечивавшая около 30% экспорта, сосёт лапу.
Да и вообще, украинская экономика оказалась крепко повязанной на СКВ:
- частный сектор назанимал валютных кредитов в размере 35% ВВП (по оценке агентства S&P);
- дефицит счета текущих операций в долларах только за первое полугодие 2008 года вырос в шесть раз — до 7% ВВП и эта цифра непрерывно растет;
- платежи по счету текущих операций и погашение внешнего долга за следующие 12 месяцев в полтора раза превышают золотовалютные резервы (по данным того же агентства);
- только за восемь месяцев этого года отрицательное сальдо торгового баланса — 12,5 млрд. долл.
- около 40% банковской системы принадлежит иностранному капиталу.
Т.е. причина роста курса доллара примитивна: спрос на него превышает предложение, и НацБанк, периодический выходящий на межбанк и продающий там доллары в надежде сбить рост, не в состоянии сделать это — его золотовалютные резервы весьма ограничены.
Правительство (или СНБО, кто их там сейчас разберёт) вместе с НацБанком пытаются уменьшить спрос на валюту законодательно, вводя:
- запрет на выдачу кредитов в долларах (большинство заёмщиков получает зарплаты в гривне, а для погашения покупает валюту в обменниках, увеличивая спрос на неё);
- ограничение импорта.
Ограничивать импорт собираются всеми возможными способами:
- повышением пошлин;
- запретом на закупку импорта на бюджетные деньги.
Тимошенко признала, что это может вызвать проблемы в отношениях с ВТО:
Мы будем вынуждены гибко ограничивать импорт. Это связано с платёжным балансом. Вы также понимаете, что все правительства мира вынуждены делать это. А мы — заложники неизвестно чего.
Также власти хотят увеличить предложение валюты, убрав ограничения на снятие валютной выручки.
Но все эти меры — затыкание дыр в решете. Нацбогатство будет утекать сквозь них (за счёт падения курса гривны) до тех пор, пока не будет восстановлен внешнеэкономический баланс. Для этого нужны реформы и упорный труд. За счёт мирового экономического бума нашим предыдущим правительствам удавалось держаться на плаву, занимаясь популизмом и откладывая реформы на потом. Бум кончился, начался кризис, и по банановым республикам вроде нашей грядущая депрессия ударит сильнее всего. Есть надежда, что у нас будет настолько херово, что нам удастся провести реальные реформы.
Лишь бы МВФ не лез со своими кредитами и помощью: если нам сейчас тупо отсыпать бабла, то депрессию мы переживём кое-как, а затем начнётся очередная фаза роста, во время которой надо будет отдавать вот эти вот долги. И можно будет не проводить никаких реформ, снова взявшись за популизм и дерибан.