Есть такая точка зрения на государственное устройство, которая подразумевает перенос полномочий (и бюджетов) на максимально низкий уровень. Грубо говоря, центральное (федеральное) правительство нам нужно только для единой внешней политики и обороны. Всё остальное можно решать на местах.
Избирать губернатора, мера, шерифа, местных депутатов, судей, прокурора — считается, что 1) чем локальней выборы (и власть), тем проще дать по рукам жулику и вору; 2) чиновник, ощущающий свою ответственность перед тысячами избирателей, а не перед назначившим его чиновником, работает лучше и ворует меньше; 3) чем локальнее бюджет, тем он честнее и из него тяжелее украсть + люди ощущают себя налогоплательщиками и болезненнее реагируют на попытки украсть из общака (т.е. “государственные деньги” ощущаются скорее общими, а не ничейными).
Я, конечно, хочу, чтобы этот идеальный мир наступил, и чтобы демократия пришла на местный уровень в Украине. Но вот последний год демократических выборов в Украине вселяет в меня некоторый пессимизм.
Президентские выборы, в принципе, были безальтернативными (ну, спустя 8 месяцев понятно, что голосовать нужно было за Яроша, но за осознание этой истины пришлось дорого заплатить). А вот парламентские — это уже наглядная иллюстрация того, почему я не особо буду возражать против расстрелов чиновников по законам военного времени.
Смотрите: выборы прошли максимально честно (да, были некоторые привычные фокусы в ареалах избирания рыгов по мажоритарке, но массового использования админ-ресурса не было — отчасти потому, что у этого ресурса не было отлаженной вертикали управления).
Но уже на этапе выдвижения и агитации началась совершенно позорная ситуация с тем же Довгим, под которого лёг даже БПП в лице своего кандидата. Несмотря на всё сопротивление прогрессивной общественности этот шлемазл пролез в депутаты, а потом даже пытался пробиться в руководство какого-то комитета. Лёсик после своей карьеры под Черновецким может рассчитывать только на одну публичную роль в уважающем себя обществе: как цель мочеиспускания. Увидели посреди города, зафиксировали и обоссали.
В Украине же он мало того, что баллотируется, он избирается и продолжает качать права (например на Громадськом он что-то мямлил про ремень, которым он хотел бы отшлёпать Лещенко). Он не в горсовет избрался, и даже не в облсовет: он пролез в депутаты Верховной Рады. Он нассал всем нам в лицо, хотя должно было наоборот.
Депутатов вообще много (меньше 450, но больше 400), всяких и разных. Но прелесть парламентаризма в том, что можно ставить диагноз институту на основании принимаемых (и непринимаемых — зачастую они более красноречивы, чем принимаемые) решений.
И какие решения мы видим? 1. Формирование коалиции. 2. Выборы некомпетентного спикера. 3. Пакетное голосование за кабмин. 4. Разделение комитетов, в результате которых рыги получают хоть какие-то руководящие места. 5. Голосование за фиктивный бюджет. 6. 230 голосов за за законопроект, позволяющий выгнать коломойский менеджмент из государственный УкрНафты и слив голосования за критическую поправку. 7. Сбор подписей за отставку Яремы.
Йобанный стыд, а не решения.
Этот парламент избирался после Майдана, т.е. после того, как общество сформулировало свой запрос на борьбу с коррупцией. Парламент после отмены отмены конституционной реформы — самый могущественный институт в стране. И даже в такое время в такой орган пробилось такое говно, что спустя 3 месяца после выборов шутки про Майдан 3.0 содержат всё меньше и меньше шуток.
Лёсики, хуёсики, пидрахуи, любовницы дядечек, любовники дядечек, решалы, вассалы, сосалы, — весь этот подзалупный сброд, который не может насобирать 150 подписей за отставку Яремы.
Так вот — даже в такое время в самый крутой орган страны мы, народ Украины, не смогли выбрать 226 честных решительных людей. А кого мы выберем на местном уровне? Лещенок не хватит о каждом лёсике вопить.
Так что рано нам, наверное, децентрализацией заниматься (тут уместней было бы слово “федерализация”, но я предпочитаю употреблять его только в контексте “федерализации Сибири”). Запрос на твёрдую руку, Пиночет, Ли Куан Ю, Дмитро Ярош, вот это всё.
Если мы так пользуемся своим избирательным правом, то может нас лучше этого права лишить? Ну, лишают же душевнобольных правом управлять автомобилем. Аналогичный случай.
Бандера прийде, порядок наведе. Сами что-то мы не.