Я на неделе прочитал занимательный конспект на тему того, когда же наконец подешевеет нефть.
Биотопливо, вообще говоря, имеет очень низкий EROEI (отношение возврата энергии к затраченной энергии): например, этанол даёт 34%-ный навар на затраченную энергию (т.е. EROEI этанола равен 1.34, а EROEI нефти может достигать десятков единиц - в зависимости от сложности добычи).
Интенсификация производства биотоплива вызвана тем, что страны-производители нефти задрали цены до такого уровня, при которых даже 34% навар в топливе приносит производителям биотоплива ощутимую прибыль. Также к причинам увеличения объёмов производства можно отнести субсидирование (явное или скрытое) правительствами агробизнеса, участвующего в производстве биотоплива.
В результате фермеры стали выращивать больше биомассы (растений для производства биотоплива) и меньше продуктовых растений. Уменьшился объём производимых продуктов питания и возросла его стоимость.
Обвинять в этом страны Запада, инвестирующие в биотопливо в надежде найти замену золотой нефти, — по крайней мере нелогично. Продавайте нефть по $40 за баррель и никто не будет заниматься биотопливом. Проблема в том, что нефти всё меньше и меньше, и стоит она всё дороже и дороже: в упомянутом мною конспекте art_of_arts достаточно убедительно разоблачает данные стран-экспортёров нефти о “подтверждённых запасах нефти”.
Продовольственный кризис в его нынешнем виде — лишь начало цепочки событий, которые приведут к неминуемому сокращению численности населения, последний скачок которой был вызван именно началом промышленной добычи и применения нефти. Если человечество не найдёт другой, неменее эффективный и дешёвый источник энергии, то нынешний кризис покажется ерундой.
Поверхностный поиск по данным российского Госкомстата показывает, что президент России банально пиздит: в 2007 году Россия экспортировала продовольствия на 9.1 миллиардов долларов США, а импортировала — на 27.6 миллиардов (интересно, почему госкомстат ведёт учёт во вражеских денежных единицах?). Иначе говоря, Россия закупает в три раза больше хавки, чем продаёт: именно поэтому продовольственный кризис по ней ударил настолько сильно, что правительству пришлось замораживать цены на “социально значимые продукты”.
На самом деле, конечно, никто не виноват в том, что нефть заканчивается. Запад пытается выжить и инвестирует в биотопливо, Россия пользуется моментом и пытается заработать как можно больше денег на нефти и газе. Другое дело, как она распоряжается сверхприбылями, получаемыми от продажи всё более и более дефицитных ресурсов: инвестирует ли деньги в альтернативные источники энергии, развивает ли сельское хозяйство. Пока что складывается ощущение, что Россия решила солить баксы и развивать вооружение для их защиты.
Продольственный кризис — следствие и свидетельство того, что нефтяная эпоха подходит к своему концу. Не виноват никто, кроме нефтедобытчиков, делающих вид, что с нефтью всё окей: типа она просто будет дорожать и всё. На самом деле нефть будет дорожать всё быстрее и быстрее, и её всё равно будет не хватать экономике, завязанной на непрерывный рост.
Я так понимаю, что мы сумеем пронаблюдать, как мировая экономика справится с вынужденным спрыгиванием с нефтяной иглы.